Архитектурные формы

Архитектурные формы

Архитектурные формы тоже изменяются, мельчают. Здания располагаются близко друг к другу, поэтому лаконичность цветовых решений уступает место мелкой деталировке. Объемные формы подменяются плоскостными решениями, что создает несоответствие последних архитектурным решениям. Примером этого является кокандский дворец Ходоярхана (XIX в.).

Приведенные факты наглядно свидетельствуют о влиянии на характер архитектурного декора исторического, материально-технического и социального факторов.

В более поздних образцах отечественной архитектуры, например в петербургских ансамблях, можно видеть те же традиции полихромии и золочения. Палитра, включающая оранжевый, красный, зеленый и бирюзовый цвета, была особенно характерна для Петербурга середины XVIII в. Позднее, в первой половине XIX в., ярко-желтые стены с белыми лепными деталями составляли характерный колорит центрального ансамбля города.

В начале XX в. традиции многоцветности русской архитектуры почти не нашли творческого воплощения, уступив место темным и мрачным тонам зданий стиля модерн. Подобная практика характерна и для периода советского конструктивизма.

В возрождении национальной традиции полихромии в архитектуре велика заслуга московских зодчих — А. Щусева, И. Жолтовского, Л. Руднева, Л. Чечулина и др. Примерами эффективного использования цвета в советской архитектуре могут служить здание Казанского вокзала, административное здание на ул. Дзержинского, перестроенное здание Моссовета и высотные здания МГУ.

Однако в современных архитектурных ансамблях часто отмечаются случаи неправильного подхода к выработке цветовых решений. Необходимо отметить, что этот вопрос приобретает особую актуальность в условиях современного типового проектирования и комплексной застройки жилых районов.

В книге «Эстетика индустриального домостроения» арх. Л. Лоповок анализирует основные недостатки архитектурного решения крупнопанельных зданий, в которых художественное использование цвета часто подменяется раскрашиванием — выделением панелей по шахматному или ступенчатому рисунку путем окрашивания их в два тона, созданием рамки по их периметру и т. п. Архитектор доказательно критикует злоупотребление яркими тонами в окраске зданий, считая более целесообразным применение светлых пастельных тонов. Как и большинство архитекторов, Л. Лоповок считает неправильным также использование для всех зданий одного и того же вида отделочных материалов, например керамической плитки, к тому же весьма ограниченной цветовой гаммы.

Вопросам применения цвета в наружной отделке панельных зданий в последние годы стали уделять больше внимания, они все чаще появляются на страницах журналов. Некоторые архитекторы высказывают мысль о том, что главным средством повышения художественной выразительности комплексной застройки должна быть отделка больших стеновых поверхностей зданий, причем количество хроматических цветов, одновременно используемых в гамме застройки, не должно составлять больше четырех-пяти.

Другие авторы критикуют способ механического перенесения форм декоративного убранства жилых домов из одного города в другой, без учета местных климатических условий. Так, например, если в Ленинграде оправданы окрашенные в относительно насыщенные цвета большие плоскости фасадов, то в солнечном Киеве это делать нецелесообразно. Здесь более уместны светлые объемы зданий с четкой структурой и небольшими яркими цветовыми деталями, которые хорошо сочетаются с окружающей зеленью.

Обобщая сказанное, следует еще раз подчеркнуть особую роль цвета в современной плоскостной архитектуре. Его использование позволяет разнообразить решение как отдельных фасадов, так и целых архитектурных комплексов, придавая необходимое своеобразие и индивидуальность районам новой застройки.

По этому поводу, например, французский архитектор Ваше пишет следующее: «А не может ли цвет на фасадах благодаря современным материалам стать благодетельным для уничтожения некоторой монотонности, нередкой в современной архитектуре? Нельзя отрицать того, что множество современных конструкций — не что иное, как серые параллелепипеды, часто с неизменным цветом от здания к зданию. Почти исключительное использование бетона, необходимость свести на нет из экономических соображений все выступы и впадины, дающие тень или свет, и возникающая из всего этого монотонность может быть уничтожена яркой, но продуманной краской. Цвет в состоянии усилить игру объемов и стать еще одним козырем в руках архитектора, умеющего пользоваться цветом с нужным тактом».

Художественный такт архитектора в отношении цвета выражается в восприятии последнего в качестве неотъемлемого элемента, тесно связанного с архитектурой здания. Цветовое решение должно соответствовать содержанию сооружения и обусловливаться не только функциональными требованиями, но и эмоциональным и психофизиологическим воздействием цвета на человека.

Представляется целесообразным привести некоторые рекомендации современных архитекторов по выбору оптимальных решений цветной отделки зданий и градостроительных комплексов. Так, шведский архитектор, проф. С. Хассельгрен, используя большой опыт строительства в Швеции и Канаде, указывает, что чаще всего в отделке используются белый и очень светлый серый цвета. На втором месте стоит светло-серый цвет и слабые оттенки желтого, желто-красного, зеленого и желто-зеленого. Третий по порядку — серый цвет в том же диапазоне полутонов, что и указанные выше, но более темный, а затем красновато-синий и зеленовато-синий, но не чисто-синий. К четвертой группе относятся темно-серый цвет, а также оттенки, указанные выше, но более насыщенные, к пятой — очень темный серый цвет и те же оттенки, но еще более насыщенные, а также синий.

Из сказанного можно сделать вывод, что чаще всего излюбленные архитекторами цвета не относятся к основным, но очень близки к ним. В цветовых решениях наблюдается стремление применять бледные (пастельные) цвета; из хроматических цветов наиболее часто используются красновато-желтый и желто-зеленый.

Представляют интерес также высказывания арх. Д. Медда (Англия), отмечающего, что при введении цвета в архитектуру необходимо принимать во внимание: размеры обрабатываемых поверхностей, предельное расстояние осмотра объекта, влияние инсоляции и тенеобразования, эффект отраженного света, общий характер градостроительной ситуации.

Комментарии запрещены.

Разработка отделки фасадов
  • 15.11.2017

    Рассматривая убранство жилых домов и квартир, в особенности что касается дорогих интерьеров, прослеживается определенная тенденция человека окружать себя предметами из природных материалов. Мебель и декор из дерева и кожи, расстановка живых растений и резных фигурок, широкое... 
    [Читать полностью]

  • 15.11.2017

    Искусственный камень Montelli имеет ряд важных и удобных свойств, что позволяет его применять в очень многих сферах – от общепита до медицинского учреждения. В отличии от натуральных камней, искусственный камень Montelli не имеет микропор, потому в нем не заводятся бактерии, он не... 
    [Читать полностью]

  • 15.11.2017

    Художественно-производственная студия Aziatransbud– современная компания, входящая в число лидеров сферы изготовления эксклюзивного резного искусственного камня, выполненного в Мавританском стиле. Aziatransbud предлагает многочисленные коллекции качественных искусственных рельефов,... 
    [Читать полностью]

  • 15.11.2017

    Керамзит — это искусственно изготовленный камень, в состав которой входят глинистые быстроплавкие материалы, его получают за счет плавления глины и его обжига при высоких температурах. Область применения керамзитового камня очень широка. Прежде отмечу, он обладает такие... 
    [Читать полностью]