Цветная отделка изделий после их затвердевания

Цветная отделка изделий после их затвердевания

Рассматривая возможности отделки пастовыми покрытиями, следует отметить, что при их нанесении на поверхность затвердевшего изделия теряется эффект совместного твердения такого покрытия с конструктивным материалом, обусловливающий структурную связь слоев и, как результат, хорошее сцепление их между собой.

Последнее может быть обеспечено лишь введением в пастовое покрытие или предварительным нанесением на поверхность изделия клеящих составов.

Подобные приемы использованы в упомянутых выше опытах отделки асбестоцементных изделий на ОПП НИИ проектасбестцемента в г. Воскресенске.

В процессе экспериментов испробовалось три способа напыления цветных полимерцементных паст на сухую поверхность листа, на смоченную водой и по предварительно нанесенному тонкому слою ПВАЭ. Опыты показали наибольшую эффективность первого и третьего способов. При смачивании листа водой цветной слой получался рыхлым и обладал плохим сцеплением с поверхностью. Наибольшая интенсивность цвета и прочность слоя достигались при использовании в составе пасты цемента грубого помола. При введении же асбеста была установлена необходимость тщательной его распушки во избежание образования в Отделочном слое малопрочных комков, создающих местные отслоения цветного покрытия в процессе его эксплуатации.

Оценивая опробованный прием в целом, следует отметить, что он позволяет наиболее широко варьировать фактуру отделочного слоя, обеспечивая при этом высокую интенсивность окраски. Отсутствие же при этом способе пятен и высолов на цветной поверхности изделий обусловливает значительное сокращение процента брака в их партиях.

Все изложенные выше способы окрашивания изделий из искусственного камня основаны на отделке в процессе их изготовления составами, содержащими нерастворимые красящие частицы пигментов или цветных цементов.

Другим приемом может быть прокрашивание уже готовых изделий в водных растворах некоторых солей и органических красителей, химически связывающихся с основным материалом изделий. Такой способ поверхностной пропитки силикатного кирпича в растворах медного купороса, хлорного железа, хромовых квасцов и др., разработанный К. Д. Ростенко и др., обеспечивает интенсивную несмываемую прокраску кирпича на глубину до 7-8 мм.

При этом способе кирпич пропитывается на пропиточных столах-решетках, под которыми устанавливается подвижная ванна с раствором соли, поднимаемая и опускаемая с помощью кулачкового механизма. Пропитка осуществляется сразу после выгрузки кирпича из автоклава. Для этого его раскладывают на решетке вниз ложковой и тычковой плоскостями, затем ванну поднимают в верхнее положение. Для окрашивания на глубину 8-10 мм следует пропитывать горячий кирпич, т. е. использовать наличие вакуума в его порах. Для пропитки же холодного кирпича необходимы герметичные ванны с созданием в них вакуума.

При использовании указанных выше соединений голубые и бирюзовые цвета кирпича получаются пропиткой раствором медного купороса, зеленый — раствором хромовых квасцов, светло-коричневый и коричневый — растворами хлорного железа. В указанной палитре цветов отсутствуют насыщенные синие, красные и желтые.

Выполненными автором, совместно с И. Ю. Бушминой, опытами установлена возможность окрашивания силикатных изделий в эти недостающие тона путем пропитки их водными растворами упомянутых выше кислотных красителей. Способность последних образовывать с известью нерастворимые цветные лаки обусловливает цветоустойчивость таких изделий в процессе их последующей эксплуатации. Возможность же лакообразования обеспечивается сохранением в них какой-то части извести в неусвоенном состоянии.

Испытания эффективности данного способа проводились по принятой ранее общей методике на прессованных плитках из молотой силикатной смеси активностью 20%, которые после автоклавной обработки погружались на 10 ч в раствор красителя 0,5- 2%-ной концентрации. Опыты показали, что наиболее жестким воздействием для полученных цветных слоев является ультрафиолетовое облучение (в течение 500 ч), которое выдержали только образцы, прокрашенные шестью красителями: кислотным алым прочным, металлсодержащим алым НЖМ, ярко-синим и бордо; антрихиноновыми ярко-синим и синим.

Данный способ был проверен в заводских условиях погружением еще горячего кирпича по выходе из автоклава в ванну с 2%-ным раствором каждого из указанных выше устойчивых красителей. Эксперименты показали, что кирпич окрашивается менее интенсивно, чем образцы лабораторного изготовления, видимо, из-за пониженной активности силикатной массы и соответственного уменьшения содержания свободной Са(ОН)г. По этой же причине глубина прокрашивания кирпича оказалась более значительной и достигала 1,5-2 см.

Оценивая предложенный метод, следует отметить его простоту и экономичность. Расход красителя на 1 м2 окрашиваемой поверхности составляет 10 г, что при самой высокой его стоимости удорожает изделия не более чем на 20 коп.

Весьма интересным в декоративном отношении приемом является оплавление поверхности бетонных или силикатных изделий с предварительной присадкой красящих окислов металлов-хромофоров. Механизм окрашивания таких изделий сходен с условиями получения цветного цементного клинкера. Выше упоминались способы термодекора и «автолит», предложенные А. И. Миклашевским и Н. Г. Корсаком для отделки поверхностей стен из различных материалов.

Нами в лаборатории бетона и железобетона  был разработан новый прием, позволяющий сочетать разнообразие фактуры способа «автолит» с богатством палитры термодекора. Он заключается в предварительной пропитке поверхности изделия (бетонного или силикатного) водными растворами солей некоторых металлов, образующих при обжиге с материалом изделия цветные силикаты.

В проведенных экспериментах такая пропитка осуществлялась растворами азотнокислых хрома, марганца, кобальта, никеля, меди и хлористого кадмия 1-, 2- и 5%-ной концентрации. После пропитки и сушки образцы подвергались оплавлению многофакельной закалочной горелкой при различном соотношении кислорода и ацетилена в газовой смеси. В процессе обжига фиксировалось расстояние сопла горелки от оплавляемой поверхности и скорость ее перемещения вдоль фронта оплавления.

Опыты показали, что пропитка растворами перечисленных соединений (кроме солей марганца, не давших хороших результатов) обеспечивает получение декоративной весьма определенной по тону окраски: синей — солями кобальта, зеленой — хрома, коричневой — никеля, вишнево-красной — меди и белой — кадмия.

Изменение концентрации раствора соли в указанных пределах не оказывало заметного влияния на цвет расплава из-за заполнения кристаллами соли системы капилляров сплавляемого материала. Более заметно влиял на окраску расплава состав газовой среды. Окислительная среда придавала более насыщенные чистые тона поверхности, окрашенной кобальтом и никелем; увеличение содержания в газовой смеси СО способствовало углублению сине-зеленых оттенков, придаваемых солями хрома и вишнево-красных- меди. Наиболее эффективно оплавление поверхности происходило при расстоянии от нее сопла горелки в пределах 5-8 мм, т. е. при обработке самым «горячим» пламенем и скорости перемещения горелки 6-7 мм/с.

Экспериментально установлена также возможность усиления цвета оплавленной поверхности нанесением на нее специальных паст, содержащих кроме красителей стеклообразующие и флюсующие компоненты. Простейшим составом такой пасты является калиевое растворимое стекло с добавкой 3-5% перечисленных выше окислов.

При нанесении паст достигается повышенная насыщенность цвета в присутствии всех указанных выше эффективных красителей. Особенно декоративна поверхность, обработанная пастой с добавкой соединений меди. Ее оплавление при повышенном содержании ацетилена в газовой смеси способствует глубокому вишнево-красному с металлическим оттенком окрашиванию расплава. При более же окислительном пламени последний приобретает зелено-голубой оттенок.

Все сказанное свидетельствует о возможности производства широкой номенклатуры облицовочных штучных изделий способами объемного окрашивания или нанесения на их лицевую плоскость цветного слоя различной толщины.

Каждый из указанных двух приемов имеет свои достоинства и недостатки. Выбор того или другого из них определяется рядом факторов: желаемой насыщенностью цвета, необходимостью придания его поверхностному слою тех или иных свойств, а главное — экономическими соображениями.

Общей операцией во всех случаях является приготовление цветной смеси, для которой наиболее рационально использовать готовые цветные компоненты заводского производства. Если же они отсутствуют, могут применяться различные способы введения красящей добавки — совместный помол пигментов с исходными компонентами смеси, введение предварительно приготовленных пигментных суспензий на стадии перемешивания цветного раствора или бетона и, наконец, пропитка изделий красящими растворами органических красителей или минеральных солей (последующее закрепление их в материале происходит за счет образования нерастворимых соединений с известью или же цветных силикатов при оплавлении пропитанной солями хромофоров поверхности с помощью тех или иных нагревательных устройств).

Нанесение цветных покрытий может осуществляться в процессе формования изделий, путем напыления пастовых составов на сырец или на поверхность затвердевшего камня. Оценивая эти способы, следует отдать предпочтение первым двум, при которых процессы твердения отделочного слоя и основного конструктивного материала протекают одновременно. Это обеспечивает хорошее сцепление слоев и, соответственно, высокие эксплуатационные качества цветного покрытия.

Комментарии запрещены.

Разработка отделки фасадов
  • 15.11.2017

    Рассматривая убранство жилых домов и квартир, в особенности что касается дорогих интерьеров, прослеживается определенная тенденция человека окружать себя предметами из природных материалов. Мебель и декор из дерева и кожи, расстановка живых растений и резных фигурок, широкое... 
    [Читать полностью]

  • 15.11.2017

    Искусственный камень Montelli имеет ряд важных и удобных свойств, что позволяет его применять в очень многих сферах – от общепита до медицинского учреждения. В отличии от натуральных камней, искусственный камень Montelli не имеет микропор, потому в нем не заводятся бактерии, он не... 
    [Читать полностью]

  • 15.11.2017

    Художественно-производственная студия Aziatransbud– современная компания, входящая в число лидеров сферы изготовления эксклюзивного резного искусственного камня, выполненного в Мавританском стиле. Aziatransbud предлагает многочисленные коллекции качественных искусственных рельефов,... 
    [Читать полностью]

  • 15.11.2017

    Керамзит — это искусственно изготовленный камень, в состав которой входят глинистые быстроплавкие материалы, его получают за счет плавления глины и его обжига при высоких температурах. Область применения керамзитового камня очень широка. Прежде отмечу, он обладает такие... 
    [Читать полностью]