Изготовление штучного камня
  • 12.05.2016
    Дизайн детской комнаты

    Мы попробуем исследовать пространство  для того, чтобы правильно его обустроить, а также спроектировать расположение мебели и других вещей, поэтому вы должны провести специальное исследование пространства в комнате вашего ребенка, чтобы сделать... 
    [Читать полностью]

  • 18.01.2016
    Преимущества керамзитобетона

    Строительство – это та сфера деятельности, которая очень актуальна и прибыльна в настоящее время. Любой бетонный завод производит востребованные и практичные материалы, необходимые для стройки, к примеру, керамзитобетон. Этот производный товар... 
    [Читать полностью]

Краткий очерк истории применения цвета в архитектуре

Краткий очерк истории применения цвета в  архитектуре

Ощущение цвета — одна из трех разновидностей зрительных ощущений. Оно редко воспринимается в чистом виде и чаще всего ассоциируется с содержанием, включающим цвет, форму и фактуру.

Уже с давних пор люди стремились сделать свое жилище красивым и приятным, окрашивая его в различные цвета, создавая вокруг окружение из зеленых насаждений и цветников.

«Чувство цвета является самой популярной формой эстетического чувства вообще»,- эти слова Карла Маркса определяют роль цвета и в самом материальном виде искусства — архитектуре.

История показывает, что в различных архитектурных стилях, характерных для тех или иных эпох, цвет использовался по-разному.

И. А. Бартенев в своем труде «Форма и конструкция в архитектуре», характеризуя архитектуру рабовладельческого общества, указывает на первостепенную роль цвета в постройках древних. Примером может служить архитектура Египта, где по гладкой поверхности стен выполнялись многоцветные росписи. Еще смелее пользовались цветом строители Вавилона и Ассирии, окрашивавшие стены целиком в яркие контрастные цвета — желтый, красный, белый, голубой и черный.

Весьма широко полихромия применялась и в греческой архитектуре. В статье «Цвет в архитектурной композиции» Г. Б. Борисовский пишет: «Греческие зодчие не боялись контрастных соотношений цветов — сурика с синим, ярко-красной киновари с зеленым. К этой цветовой гамме добавлялись позолота и блеск глазурованных поверхностей».

При этом окрашивались лишь детали, основные же конструктивные части сооружения сохраняли цвет естественного камня. Так, в Парфеноне колонны и архитрав были решены в мраморе, все остальные детали ярко раскрашены. Конструкции из более дешевого материала — известняка покрывались тонким слоем штукатурки и затем окрашивались под цвет камня. Все это позволяло четко выделить основной конструктивный костяк здания.

В средние века архитекторы оставляли фасады почти неокрашенными, используя полихромию в основном внутри здания путем введения цветных витражей. Таким образом, в классических сооружениях цвет подчеркивал назначение деталей, в готике же и барокко архитектор придавал цвету самостоятельное значение.

В русской архитектуре широкое применение полихромии является национальной традицией. Многоцветное оформление фасадов характерно уже для сооружений X-XI вв. В русских летописях упоминаются златоверхие терема, златоглавые церкви, расписные стены церквей и хором.

Приемы цветовых решений менялись в зависимости от применяемых строительных материалов, их фактуры и цвета. В деревянной архитектуре расписывались в основном детали — столбы, наличники, ставни и т. п. Так, в старинных избах района Сев. Двины и Онежского озера цветом выделялись фронтоны, балконы и свесы кровель. Наличники и ставни «красных» окон жилого этажа расписывались обычно синим, красным, зеленым или желтым цветом по белому фону.

В каменных постройках древней Руси, например в Софийском соборе (Киев, 1017-1037 гг.), красочный эффект создавала сама поверхность стен — сочетание естественного цвета бутовой и кирпичной кладки с включениями тонких плит черного шифера и различной толщиной швов.

В московской архитектуре с середины XV в. естественный белый камень применяется только в качестве отделочного материала в основной кладке из кирпича. Примером может служить Архангельский собор в Московском Кремле (1505-1507 гг.), храм Василия Блаженного (1555-1560 гг.) и др. В дальнейшем развитии московской архитектуры камень полностью вытесняется кирпичом и терракотой. Последняя, в свою очередь, вытесняется глазурованными изразцами зеленого, желтого и синего цвета. Фасонные цветные изразцы для кладки стен, колонн, наличников и других деталей применяются в сочетании с оштукатуренными и кирпичными поверхностями.

Сохранившиеся здания показывают, что в древней Руси характер цветного убранства хорошо гармонирует с архитектурой. Цветом подчеркиваются архитектурные формы в основном в верхней части зданий, что лучше отвечает условиям освещения и подчеркивает богатство этих форм.

Выбор однотонной или полихромной окраски также диктуется особенностями архитектуры. Так, монументальности псковских и новгородских церквей хорошо отвечает одноцветное решение фасада. Более же легкие формы московских сооружений XVII в. лучше воспринимаются при двухцветной окраске, как бы отделяющей детали от фона.

Многие черты русской архитектуры носят следы влияния Востока. Сохранившиеся до наших дней в Средней Азии наиболее древние постройки свидетельствуют о том, что их архитектура особенно насыщена цветом. Архитектор В. Лавров отмечает широкое применение в ней полихромии начиная с XII в., с появлением глазурованного облицовочного кирпича.

В ранних сооружениях домонгольского периода цвет, чаще всего голубой, использовался в основном для выделения архитектурно значимых деталей здания — куполов, входов, фризов с изречениями. После монгольского нашествия (XIII в.) национальные мотивы в архитектуре среднеазиатских городов видоизменяются. Для этого времени характерна пестрая узорная обработка бытовых деталей, которая была привнесена монголами в монументальное строительство.

Такая многоцветность требовала новых технических приемов и материалов. Кроме цветного глазурованного кирпича появляются мозаика,  майоликовые  плитки.  Рельефная  обработка  плоскости изразцов сочетается с интенсивным цветом. Позже резная рельефная терракота полностью вытесняется мозаикой широкой цветовой гаммы.

Читайте так же:

023 013 014 018 041 019 044 034
Последние публикации
  • 20.09.2017
    Устройство температурных швов

    Разбивку уступов производят по деревянным рейкам, длина которых соответствует длине уклонной части подины, а положение (по нижней кромке рейки) — заданному на чертеже уклону. Одну из этих реек устанавливают в поперечном... 
    [Читать полностью]

  • 20.09.2017
    Подина и откосы ванны

    По слою шамотного кирпича выкладывают первый ряд из магнезитового кирпича со швами толщиной до 2 мм. Швы заполняют просушенным и подогретым до 70-80° С магнезитовым порошком с зернами не более 0,5 мм. Швы заполняют, перемещая... 
    [Читать полностью]

  • 19.09.2017
    Регенераторы и шлаковики

    Опуская с проволоки отвес на подину, определяют на ней положение продольной и поперечной осей. Кладку подины ведут без перевязки горизонтальных рядов параллельно продольной и поперечной осям, изменяя направление рядов... 
    [Читать полностью]

  • 19.09.2017
    Технологическая схема работы печи

    В настоящее время в основных мартеновских печах используют термостойкий хромомагнезитовый или магнезито-хромитовый кирпич. Вследствие большого удельного веса такого кирпича его применяют только в подвесных и распорно-подвесных... 
    [Читать полностью]

Комментарии запрещены.