Напыление цветных настовых покрытий на поверхность свежеотформованных изделий

Напыление цветных настовых покрытий на  поверхность свежеотформованных изделий

Поскольку технология формования двухслойного кирпича на сегодняшний день не может быть решена из-за отсутствия соответствующего прессового оборудования, наиболее реальным для условий современных кирпичных заводов представляется путь нанесения цветного покрытия на кирпич-сырец.

Разработанный в лаборатории  прием заключается в напылении цветной силикатной смеси на свежеотформованный сырец в момент или после укладки его на запарочную вагонетку.

Несмотря на относительно малую толщину получаемого цветного покрытия, оно оказывается достаточно прочным, поскольку наносится под давлением и в процессе последующей автоклавной обработки структурно связывается с основной массой кирпича.

В большой серии экспериментов, выполненных на Тюменском силикатном заводе, нанесение цветных паст осуществлялось специально сконструированным пистолетом на вертикальные плоскости целого штабеля сырца, уложенного на обычную вагонетку. Такой прием, требующий лишь одной дополнительной операции — сортировки готового кирпича в зависимости от окрашивания той или иной его плоскости — оказался для данного предприятия наиболее простым и экономичным и был принят для дальнейшего внедрения.

При выпуске опытных заводских партий кирпича цветная смесь готовилась на местных извести и песке путем совместного помола компонентов в шаровой мельнице до удельной поверхности 4000 см2/г. Ее активность составляла 18-20%, красящими добавками служили желтый и красный железоокисные и голубой фталоцианиновый пигменты.

Из-за низкого качества извести цветная смесь затворялась водой в два приема с интервалом 20-25 мин. Общее количество воды составляло примерно 50% от массы сухой смеси. Готовая паста имела влажность около 35% и напылялась под давлением 0,4 МПа при помощи изготовленного на заводе по рекомендованному нами образцу распылителя. Его особенность заключалась в дополнительной подаче воздуха в распыляющую головку.

В процессе данного заводского эксперимента были отработаны некоторые технологические параметры процесса окрашивания кирпича-сырца. Так, установлено, что предельная выдержка перед автоклавной обработкой сырца с цветным слоем не должна превышать 2 ч во избежание разрушения последнего в автоклаве. Из-за опасности размыва цветного покрытия конденсатом необходимо загрузку цветного кирпича в автоклав производить не ближе чем на расстоянии трех вагонеток от крышки.

С целью проверки свойств силикатного кирпича с цветным покрытием в натурных условиях на Тюменском заводе в конце 1971 г. был организован выпуск партий кирпича трех цветов для строительства экспериментальных фрагментов на территории завода и на площадке школы мастеров кирпичной кладки.

Для изготовления кирпича на заводе была смонтирована специальная временная технологическая линия, схема которой представлена ниже.

Особенностью данной схемы является введение пигмента в уже готовую молотую смесь (в процессе ее гашения), что исключает трудоемкие операции по очистке мельницы при переходе с цвета на цвет и необходимость изготовления большого количества емкостей для хранения цветной смеси.

При использовании минеральных пигментов их вводят в мешалку с водой гашения, органические же (фталоцианиновые и сажа) пигменты предварительно обрабатывают в растворе ОП-10.

Наши лабораторные опыты показали, что способом напыления цветных паст могут быть выполнены декоративно-художественные детали с орнаментальным и сюжетным рисунком.

Процесс нанесения и последующего упрочнения таких декоративных росписей имеет много общего с применявшейся с давних пор фреской. Как известно, высокая прочность и долговечность последней обусловлены втиранием жесткими кистями красочного слоя в поверхность свежей известковой штукатурки и последующим защемлением пигментных частиц зернами образующегося карбоната кальция.

Древние мастера фрески давно установили целесообразность введения в красочные составы извести и молотой пемзы, пуццоланов и т. п. Твердение таких композиций даже в нормальных атмосферных условиях обеспечивало значительное повышение прочности и долговечности фресковых росписей. Эти качества в еще большей степени достигаются при автоклавной обработке цветного слоя из тонкомолотой силикатной смеси.

Представляют интерес плиты из мелкозернистого плотного силикатобетона с рисунком, выполненным путем набрызга под давлением цветной пасты, состоящей из 30% извести, 70% молотого песка с добавкой 0,5% голубого фталоцианинового пигмента.

Плиты готовились способом прессования из обычной «кирпичной» силикатной смеси, загашенной за 12 ч до формования. Цветная паста напылялась на их свежеотформованную поверхность по рисунку с помощью картонных трафаретов. Через 3-4 ч плиты запаривались при давлении 9 МПа в течение 9 ч. Набрызг под давлением 0,3-0,4 МПа позволил получить эффектную шероховатую фактуру цветного изображения.

Роспись может выполняться по трафаретам и обычным валиком из поропласта с применением более жидких красочных составов.

Однако в этом случае не достигается то прочное сцепление отделочного слоя с основанием, которое имеет место при напорном набрызге цветных паст.

Способ отделки пастовыми составами представляется весьма эффективным для асбестоцементных изделий. Лабораторией  в течение трех лет по договору с НИИ проекта-бестцемента проводились исследования по применению с этой целью цветных клинкерных цементов. На первом этапе была отработана рецептура и технология получения клинкерных цементов нужных свойств, обусловленных спецификой технологии производства асбестоцементных изделий.

Так, было установлено, что для удлинения сроков начала схватывания в составе цветных клинкерных цементов нет необходимости сокращать процент содержания С3А, поскольку нужные показатели обеспечиваются за счет весьма малого содержания в нем C4AF. Уменьшение же количества С3А ведет к снижению прочности цемента, особенно в раннем возрасте, что нежелательно для изделий преимущественно нормального твердения.

В соответствии с предложенной архитекторами палитрой асбестоцементных плит различного назначения были отработаны составы цветных покрытий и некоторые технологические приемы их нанесения на различных стадиях изготовления изделий. После испытаний лабораторных образцов наиболее эффективные из перечисленных приемов были проверены в полупромышленных условиях — на опытно-производственном предприятии НИИ проектасбестцемента.

При проведении этих полузаводских экспериментов испробова-лись способы отделки асбестоцементных листов на следующих технологических этапах:

по первому рыхлому слою асбестоцементной массы, лежащей на сукне машины, так называемой «пленке»:

по поверхности свежеизготовленного листа, снятого с машины, но еще не затвердевшего (его влажность составляла примерно 25%);

по поверхности готового, затвердевшего листа.

Исходным материалом служили неподкрашенные и с добавкой минеральных и органических пигментов цветные клинкерные цементы нормального и «грубого» помола (с суммарным остатком на ситах 02 и 008, равным 50%) производства опытного завода Гипроцемента.

Дополнительно использовалась также крупка зеленого и желтого клинкеров с размером фракций 0,3-0,6 и 0,6-1,2 мм. В качестве наполнителей цветного слоя вводился асбест 6-го сорта и песок кварцевый (немолотый крупностью до 0,6 мм и молотый — до 5УД = 2000 см2/г). Полимерной добавкой служила поливинил-ацетатная эмульсия 50% -ной концентрации. Для нанесения всех видов цветных покрытий применялся пистолет-распылитель.

При отделке асбестоцементных листов путем нанесения цветного слоя на «пленку» наилучшие результаты были получены при использовании пастовых составов на цветных клинкерных цементах с добавкой 5-10% ПВАЭ. Количество воды, необходимой для достижения пастой рабочей консистенции, составляло 80%.

Вторым опробованным приемом было напыление цветного пастового покрытия на поверхность свежеотформованного асбестоцементного листа. Преимущество этого способа по сравнению с предыдущим заключалось в возможности придания изделию не только цвета, но и разнообразной по рельефу фактуры.

В данной серии экспериментов было опробовано нанесение пастообразных составов как на лицевую, так и на обратную сторону листа, сохраняющую отпечаток фактуры сукна, и напыление сухой клинкерной крупки с последующей ее подпрессовкой на предварительно нанесенный тонкий слой ПВАЭ.

Опыты показали эффективность приема напыления полимерных паст на основе клинкерных цементов грубого помола с добавкой молотого и немолотого песка, взятых в соотношении 1 : 1 к массе цемента. Варьированием консистенции пасты и толщины наносимого слоя достигалось большое разнообразие фактур. При использовании клинкерной крупки наилучшие результаты были получены при ее напылении на слой ПВАЭ; это позволило получить весьма своеобразную фактуру поверхности.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

Разработка отделки фасадов
  • 02.10.2017

    Для ознакомления с составом и степенью проработки проекта ниже представлен проект фасадов загородного дома в стиле ар-нуво (модерн) в городе Видное. В дизайне использованы следующие отделочные материалы: облицовка цоколя — керамическая клинкерная плитка формата 302×148мм,... 
    [Читать полностью]

  • 01.10.2017

    Фасад любого здания – это его архитектурное одеяние, внешняя оболочка. И от того каким он будет, зависит первое впечатление, которое сложится обо всем доме. Безусловно, выбранный способ отделки экстерьера частного домовладения отражает вкусовые предпочтения, излюбленную... 
    [Читать полностью]

  • 30.09.2017

    Любое строительство или реконструкция начинается с планирования. Набор таких планов для реконструкции фасада дома называется дизайн — проектом фасада. Для разработки основной идеи дизайна отделки фасада дома опытному архитектору достаточно фотографии фасада. Но для серьезного... 
    [Читать полностью]

  • 26.09.2017

    Особенности национальной культуры, искусства и территориального местоположения находят отражение в способах постройки и отделки архитектурных сооружений в разных странах. Космополитизм в архитектуре и не только привел к тому, что нет никаких ограничений в использовании... 
    [Читать полностью]