Жаростойкие железобетонные элементы
Постепенный спуск напряжения арматуры, натянутой на упоры, производился после набора бетоном 70% от расчетной прочности. В качестве предварительно напряженной арматуры была использована холоднотянутая высокопрочная проволока периодического профиля диаметром 5 мм. Концевые участки балок были усилены арматурными каркасами и сетками. Предварительно напряженная высокопрочная проволока располагалась на границе ядра сечения так, чтобы при спуске натяжения арматуры на бетон в балках не возникало растягивающих напряжений. Степень обжатия бетона на уровне центра тяжести напряженной арматуры равнялась 0,2 и 0,3 от прочности бетона.
Балки испытывались на изгиб в нагретом состоянии после того, как температура напряженной арматуры достигала 100, 150 или 200° С. При каждой из указанных температур было испытано по четыре балки.
Испытания проводились на специальной установке с электропечью мощностью 60 кет. Максимальная температура в печи во время испытаний достигала 720° С. Балки устанавливались на кирпичные опоры http://www.eliteklinker.com.ua/product-category/klinkernyj-kirpich/, расположенные в печи, и нагревались только с нижней поверхности, при этом напряженная арматура находилась со стороны не-нагреваемой «холодной» грани.
Нагрузка от гидродомкрата через траверсу передавалась на консоли балок.
Для жаростойких железобетонных элементов, работающих при высокой температуре и не имеющих предварительно напряженной арматуры, расчет на обычно не производится. Считается, что в подобных конструкциях при нагреве трещины в растянутой зоне образуются неизбежно.
Предварительное напряжение арматуры значительно повышает жаростойких железобетонных элементов. Трещины на растянутой грани в нагретых опытных образцах возникли лишь при приложении к ним изгибающего момента, равного 0,25-0,41 от разрушающей нагрузки.
Нагрев арматуры и бетона приводит к увеличению потерь предварительного напряжения арматуры, которые в расчете должны быть учтены.