Машины и механизмы для вертикального транспорта
В зависимости от высоты подъема и веса грузов, а также от объема или продолжительности работ при строительстве печей применяют различные средства механизации грузоподъемных работ. Для подъема грузов на высоту 70-100 м и выше применяются шахтные подъемники. Для подачи штучных грузов (кирпича, малых блоков) на высоту до 65 м применяют полочные элеваторы или нории.
Весьма распространены одностоечные и двустоечные строительные подъемники и краны. Широкое применение находят также краны-укосины, состоящие из укосины с роликами под грузовой трос и грузоподъемной лебедки.
Приводные лебедки используются и как механизмы для самостоятельного подъема грузов с помощью укосин, мачт, штанг с необходимыми блоками, и как механизмы, входящие в комплект различных строительных кранов.
Ручные лебедки применяют главным образом для подъема подвесных площадок, защитных настилов и прочих устройств на небольшую высоту и с малыми скоростями. Для этих же целей служат ручные тали.
Электрические тали (или тельферы) используют для подъема грузов и горизонтального перемещения.
К грузоподъемным механизмам относятся также домкраты.
Их используют для подъема тяжелых грузов на небольшую высоту. Ниже приводится описание конструкций и технические характеристики машин для вертикального транспорта.
Шахтные подъемники, или шахтоподъемники.
Шахтные подъемники представляют собой шахту 4, в которой по направляющим поднимается и опускается грузовая клеть 2. Шахта состоит из отдельных секций (узел I) высотой 2,5 м. Каждая секция собрана из стоек 7, горизонтальных элементов — ригелей 6 и раскосов 8. Большинство элементов делается из стальных труб различного диаметра.
Стойки имеют диаметр 63 мм, раскосы 18 мм. Ригели делают из неравнобокого уголка 40×60. Ригели и раскосы соединяют со стойками посредством болтов и гаек.
Стойки соединяют друг с другом муфтами.