Кладка машинных каналов
По шамотным столбикам укладывают донные многошамотные брусья 16. Кладка их производится насухо при толщине шва 1 мм, Первоначально укладывают средний брус со скошенными торцами, что придает ему вид трапеции. Такая форма среднего бруса не дает ему всплыть при варке стекла, так как этому препятствуют концевые брусья, зажатые кладкой стен.
Средний брус укладывают так, чтобы его центр совпадал с осью симметрии канала. После укладки нескольких брусьев по обе стороны от них выкладывают концевые брусья.
На границе со студочной частью донные брусья ее концевого ряда обычно перекрывают сверху одним рядом донных брусьев машинного канала.
В некоторых случаях производят плавный подъем столбиков и брусьев машинного канала до уровня донных брусьев студочной части.
По концевым донным брусьям машинного канала выкладывают стены из многошамотных брусьев тех же марок, из каких выкладываются окружки варочной и студочной частей. Кладку ведут насухо с перевязкой вертикальных швов.
Стены из многошамотных брусьев обкладывают с наружной стороны нормальным шамотным кирпичом и изолируют шамотным легковесом. По верху стен производится кладка из нормального динасового кирпича 8 на растворе, на которую укладывают пяты 4 свода 5. Распирающие усилия свода воспринимаются подпятовыми балками 3, подвешенными к швеллерам, закрепленным на колоннах каркаса 7. Кладку свода выполняют на растворе вперевязку с толщиной оката 250 мм из клинового динасового кирпича (торцового клина), чередуя его с нормальным.
Иногда применяют динасовую плитку, предназначенную специально для этой цели.
Поверх динасового оката выкладывают теплоизолирующий слой из шамотного легковеса на ребро.
Иногда шамотный легковес кладут на плашку, а по нему диатомовый кирпич, также на плашку. Наиболее трудоемкой и требующей высокой квалификации является кладка свода над центральной частью креста.
Кладку здесь ведут по опалубке, сходящейся всеми четырьмя сторонами в центре креста.