Колориметрический метод

Колориметрический метод

Приведенные выше примеры использования метода моделирования дают возможность лишь визуально оценить многоцветные композиции. Если же его дополнить данными колориметрических измерений, то можно установить объективные закономерности цветовых сочетаний, выраженные в количественных характеристиках.

С этой целью канд. техн. наук Г. М. Зайцевой было проведено измерение цвета моделей, представляющих собой наборы из 9 бумажных квадратов 20X20 мм. Их размер был выбран в соответствии с диаметром поля зрения колориметра КНО-3, использованного в данных опытах. В семи квадратах были сделаны круглые вырезы, площадь которых составляла 10, 20, 30 и 50% от площади освещаемой части модели, попадающей в поле зрения колориметра.

Всего было изготовлено восемь наборов, окрашенных высококачественными пигментами производства Ленинградского завода художественных красок в красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой и синий, а также в белый и черный цвета. Подкладывая под вырезы цветных моделей накраски других цветов, составляли различные сочетания как по цветам, так и по их количественным соотношениям (всего 432 сочетания). Результаты измерений, сведенные в соответствующие таблицы или нанесенные на цветовой график, позволили в пределах полученного цветового поля проследить изменение тона и насыщенности суммарных цветов в зависимости от соотношения пары исходных в двухцветной композиции.

На основе колориметрических характеристик цветов, полученных от указанных сочетаний пигментов, были составлены графики зависимости значений этих суммарных цветов при процентном соотношении исходных от 100/0 до 0/100.

Из рассмотрения графиков можно убедиться, что все сочетания, получаемые на основе перечисленных выше цветов пигментов, делятся на три основные группы:

1. Сочетания контрастных цветов, расположенных далеко друг от друга в цветовом круге.

2. Сочетания близких по тону цветов, лежащих рядом или близко друг от друга в цветовом круге.

3. Сочетания хроматических цветов с ахроматическими — белым и черным.

Сочетания контрастных цветов, расположенных диаметрально противоположно или достаточно далеко друг от друга в цветовом круге, согласно законам аддитивного сложения, при каком-то определенном количественном соотношении образуют почти ахроматический цвет, характеризуемый показателем, близким к нулю. Наиболее характерным является в этом смысле сочетание синего кобальтового и желтого органического пигментов.

Из графика видно, что минимальная интенсивность (насыщенность) суммарного цвета получается при соотношении синего и желтого цветов, равном 80/20, где суммарный цвет является практически ахроматическим. В других контрастных сочетаниях точки минимальных значений определяются характеристиками исходных цветов. Так, например: наименьшая интенсивность суммарного цвета, полученного сложением цвета красного кадмия и синего кобальта, соответствует количественному соотношению первого ко второму 20/80, а красного кадмия и марганцевой голубой — примерно 50/50.

Совершенно другая картина наблюдается в случае сочетания близких по тону цветов, которые, суммируясь, дают промежуточные тона с интенсивностью, повышающейся по мере увеличения содержания более насыщенного по цвету компонента. Примером этого могут служить сочетания красного и желтого цветов, зеленого и желтого и др.

И, наконец, при смешении любых хроматических цветов с ахроматическими степень ослабления окраски суммарных цветов по мере увеличения содержания в них черного или белого проявляется различно. Так, в сочетаниях хроматических цветов с черным цветом по мере повышения содержания последнего интенсивность суммарного цвета падает почти по закону прямой. В сочетаниях же с белым цветом значения суммарного цвета наиболее резко снижаются в пределах соотношений хроматического цвета к белому от 100/0 до 50/50; в дальнейшем изменения практически не наблюдается.

Представляет также интерес рассмотрение графической зависимости между соотношением исходных цветов и характеристикой к суммарного цвета.

Здесь характер кривых определяется в основном относительной насыщенностью исходных цветов. Так, например, сочетание контрастных цветов желтого и голубого в пределах соотношений Ж/Г от 0/100 до 50/50 дает почти стабильный желтый, переходящий в конце этого интервала в зелено-желтый цвет. В интервале соотношений от 50/50 до 30/70 то же сочетание дает резкий переход от желто-зеленого к голубому цвету, который и сохраняется до предельного содержания последнего.

Сочетание более близких по тону, но сильно отличающихся по насыщенности — того же желтого и голубого цветов дает почти стабильный желтый и желто-зеленый цвет при соотношении 1/3 от 100/0 до 20/80. При соотношении же от 20/80 до 0/100 суммарный цвет резко изменяется, переходя из зелено-желтого в голубой.

При сочетании насыщенных хроматических цветов с ахроматическими влияние оттенка белого цвета на цветовой тон суммарного сказывается лишь при содержании белого более 70 %, а черного — даже при содержании более 90 %

Рассмотрение графиков зависимости светлоты суммарного цвета в двухцветных сочетаниях от количественного соотношения исходных цветов показывает, что эта зависимость имеет характер прямой, угол наклона которой тем больше, чем больше различие в характеристиках исходных цветов.

Пользуясь приведенными графиками, можно по заданному цветовому эталону (суммарному цвету) подобрать два исходных цветовых компонента и установить их нужное соотношение. Для воспроизведения этих цветов в натуре можно предварительно использовать бумажные модели с фоном одного цвета и вкраплениями (простой геометрической формы) другого. Возможно также и решение обратной задачи — по эскизу или модели двухцветной композиции установить количественное соотношение в ней исходных цветов и заранее определить ее суммарный цветовой тон, не выполняя композиции в натуре.

Предложенный метод представляет еще и тот интерес, что, основываясь на данных колориметрии, позволяет объективно определить область негармоничных сочетаний двух и более цветов в полихромной композиции, характеризуемую минимальным значением суммарного цвета. Отсутствие такого подхода к решению подобных вопросов, видимо, и послужило причиной больших противоречий во взглядах представителей различных «цветовых школ».

Приведенные графики позволяют также в первом приближении установить область допустимых отклонений в цвете и количественных соотношениях компонентов полихромных композиций, обеспечивающих сохранение заданного суммарного цвета.

При переходе к графикам от сложных моделей цветных композиций, составленных большим количеством пятен двух или более цветов, некоторую трудность составит определение площадей каждого цвета. При простом рисунке это можно сделать путем вычислений, при более сложной конфигурации «вкраплений» можно использовать способ измерений суммарных линейных размеров каждого пятна. При этом среднее процентное содержание площади вкраплений S определится по формуле:

Следует сделать несколько таких измерений в разных направлениях (по диагонали образца, по вертикали и по горизонтали) и общий результат вычислить как среднее арифметическое из этих измерений. Для определения суммарной площади вкраплении можно использовать также планиметр — прибор, позволяющий по периметру пятна определить его площадь.

В заключение необходимо отметить, что все предложенные способы и приемы управления цветом полихромных поверхностей ни в какой мере не исключают творческой интуиции архитектора или художника, решающих ту или иную декоративную задачу. Предлагаемые методы могут лишь облегчить ориентировку в большом многообразии факторов, оказывающих влияние на зрительное восприятие полихромных композиций, и помочь определить в них нужное сочетание и примерное количественное соотношение цветных компонентов, позволяющие без большого числа попыток решить поставленную колористическую задачу.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.