Термодекорирование

Термодекорирование

Из способов монументальной отделки стеновых поверхностей следует упомянуть о так называемом «термодекорировании». Известны высокая долговечность и хорошие эксплуатационные качества облицовок керамикой и стекломозаикой. Технологами-отделочниками с давних пор ставилась задача нанесения керамических или стекловидных слоев непосредственно на поверхность стен не только из керамических материалов, но и по штукатурке, бетону, силикатному кирпичу.

Первые работы в этом плане были выполнены в 30-х годах нашего века Н. Г. Бонч-Осмоловским. При изготовлении большого керамического панно на стене из вулканического туфа керамические глазури в виде водных суспензий (шликеров) наносились им по предварительно выполненному рисунку, после чего участки росписи обогревались электронагревательным щитом до расплавления глазурного покрытия. Этот метод получил высокую оценку видных архитекторов — А. В. Щусева, А. В. Власова, но в те годы не был внедрен в практику строительства.

В послевоенное время польские художники Р. и Е. Гуссарские разработали способ так называемой пиропиктуры (живописи огнем), представляющий собой несколько усовершенствованный метод Н. Г. Бонч-Осмоловского. В качестве нагревателей ими предложены передвижные электрощиты — эмиттеры. Гуссарскими выполнено в этой технике много произведений монументальной живописи. Наиболее известен из них так называемый «Грюнвальд-ский фриз» (в Кракове) общей площадью около 100 м2.

В 1960 г. канд. химич. наук А. И. Миклашевский предложил заменить при оплавлении глазурного слоя электронагреватели открытым пламенем газовой горелки. В этих условиях наиболее пригодными для росписи керамическими красками — термодекорирования- оказались поверхности глиняного кирпича, закладной керамической плитки и автоклавного силикатного кирпича. В качестве красочных составов им широко использовались шликеры бессвинцовых эмалей, изготовляемые Ленинградским заводом эмалированной посуды. Подобным способом выполнены четыре геральдических панно на школе № 504 в Нарвском районе Ленинграда, а позже расписаны стены зданий детского городка «Солнышко» в пос. Солнечное на Карельском перешейке.

Модификацией описанных способов отделки слоем стекловидного расплава является предложенный канд. техн. наук Н. Г. Корсаком способ «автолит».

Он не требует нанесения на отделываемую поверхность никаких дополнительных слоев, а предусматривает непосредственное расплавление конструктивного материала стены — бетона, раствора, глиняного или силикатного кирпича. Окрашивание поверхности при этом происходит в результате перехода в расплав содержащихся в исходных компонентах стенового материала (цементе, песке, глине) окислов металлов, в основном железа. Некоторое изменение тональности расплава может быть достигнуто подачей в горелку разных количеств газа и кислорода.

По данным Н. Г. Корсака, обработка способом «автолит» цементно-песчаного раствора позволяет достигнуть окрашивания от ярко-зеленого до темно-коричневого цвета. При оплавлении керамзитобетона получается стекловидная черная фактура. Оплавленный газобетон имеет светлый голубоватый цвет. Глиняный кирпич при оплавлении окрашивается в черный цвет, силикатный кирпич — в цвета от белого до светло-зеленого.

Применяя способ газопламенной обработки поверхности строительных изделий, необходимо точно выдерживать технические требования к производству работ, поскольку даже незначительные отклонения могут привести к неудачам. Особенно тщательно эти правила нужно соблюдать при оплавлении поверхности тяжелого бетона. Так, если ячеистые и силикатные бетоны, обладающие равномерной пористостью, оплавляются сравнительно легко, без каких-либо предварительных операций, то тяжелые цементные бетоны, имеющие более плотную структуру, требуют предварительного поверхностного прогрева для удаления влаги из верхнего слоя и исключения в процессе их последующего оплавления мгновенного накала, часто вызывающего «взрывы» бетонной массы с отколом значительных по объему частиц линзообразной формы.

Оценивая приведенные способы отделки стеновых конструкций их оплавлением, следует указать на богатство цветовой палитры пиропиктуры и термодекора. Вместе с тем, легкоплавкость применяемых керамических глазурей и эмалей и их чувствительность к перепадам температуры не позволяют варьировать рельеф поверхности расплава.

В этом смысле способ «автолит», основанный на более глубоком расплавлении материала, позволяет получить более разнообразный характер фактуры. Однако необходимость выдерживать постоянство состава оплавляемого конструктивного материала значительно ограничивает цветовую гамму полученного этим способом декоративного покрытия. При оценке данного метода следует также учесть, что оплавление непосредственно по поверхности бетона связано с глубокими химическими и структурными изменениями компонентов бетонной смеси в зоне действия развиваемой горелкой высокой температуры. Эти изменения выражаются, с одной стороны, в обезвоживании затвердевшего цементного теста и переходе его в порошкообразный исходный цемент, с другой,- в объемных деформациях, обусловленных модификационными превращениями кварца, присутствующего в виде песка, и в составе минералов крупного заполнителя бетона. Результатом этих процессов является ослабление материала в зоне контакта с расплавом, которое может привести к полной потере их сцепления друг с другом.

Комментарии запрещены.

Разработка отделки фасадов
  • 12.11.2018

    Искусственно произведённый камень прочно вошел в нашу с вами жизнь. Ненатуральный облицовочный материал можно встретить и на стенах домов и на тротуарах, его активно используют и при возведении фундамента беседок, практически ни один сквер, парк или летнее кафе не обходятся... 
    [Читать полностью]

  • 12.11.2018

    На внешний вид того или иного изделия оказывает непосредственное влияние материал, из которого оно сделано. В особенности это касается подоконников, столешниц для кухни, барных стоек, стоек администраторов и торговых прилавков. [Читать полностью] Читать полностью →

  • 12.11.2018

    На протяжении нескольких десятков лет ненатуральный камень составляет серьезную конкуренцию дикому камню и надо сказать вполне заслуженно. Камень, произведенный искусственно, имеет существенно меньший вес, а значит, его намного проще транспортировать, укладывать, что, в... 
    [Читать полностью]

  • 12.11.2018

    Каждый из нас хочет, чтобы его квартира была стильной и современной, подчеркивала индивидуальность ее владельца. С нынешним разнообразием всевозможных строительных материалов сделать это не сложно. Надо только грамотно подобрать материалы, качественно выполнить работы и... 
    [Читать полностью]