Карнизы
Как показывает практика строительства, при выполнении карнизов чаще всего случаются ошибки, исправление которых требует дополнительных затрат средств. Поэтому проверке прочности и конструированию карнизных участков стен необходимо уделять самое серьезное внимание.
Рассмотрим конструкцию железобетонного сборного карниза, часто применяемую в многоэтажном строительстве. Бес свешивающейся части плиты и нагрузки на нее стремятся опрокинуть карнизную плиту. Нагрузки от кровельного покрытия и вес кладки, расположенной выше плиты, удерживают плиту от опрокидывания. В большинстве случаев этих нагрузок оказывается недостаточно и необходимо укреплять карнизы анкерами.
При расчете карнизов законченного здания, кроме собственного веса карниза, нагрузки от кровли, от чердачного перекрытия и веса кладки стен, расположенной выше карнизной плиты, учитывается также и временная нагрузка, приложенная по крайней грани карнизной плиты, и ветровая нагрузка (отсос). Временная расчетная нагрузка на карниз зданий высотой 10,5 м и более принимается равной 500 кг от одного блока люльки, поднимаемой лебедкой снизу, при ремонте фасада здания во время его эксплуатации. Расстояния между двумя блоками люльки 2 м, поэтому нагрузку допускается передавать на участок карниза длиной не более 2 м. Если карниз выполняется из сборных элементов длиной менее 2 м, то нагрузка прикладывается к одному сборному элементу. Для зданий высотой до 10,5 м расчетная временная нагрузка на карниз принимается в 150 кг — на 1 пог. м или на 1 элемент сборного карниза.
При расчете карниза вес кровли уменьшается на величину отсоса от ветровой нагрузки. Нагрузка от снега при расчете карниза не учитывается, так как она включена во временные нагрузки.
В процессе строительства здания неизбежно бывает период, когда отсутствуют нагрузки от кровли и действуют только силы, стремящиеся опрокинуть карнизную плиту, при этом карниз может оказаться менее устойчивым, чем в законченном здании. Поэтому проверку прочности карнизных участков стен требуется производить и для незаконченного здания.
При проверке прочности карнизной части стен незаконченного здания нужно учитывать: собственный вес карниза ветровую нагрузку на внутреннюю и наружную поверхности стены выше балок чердачного перекрытия и временную расчетную нагрузку 100 кг, приложенную на 1 пог. м крайней грани карнизной плиты или на 1 сборный элемент, если длина его меньше 1 м.
Расчет карнизов заключается в определении положения равнодействующей всех нагрузок, вычислении напряжений в кладке и расчете анкеров для крепления карнизных плит. Положение равнодействующей сил меняется по высоте стены, где оно показано пунктиром. Моменты и эксцентрицитеты равнодействующей сил уменьшаются вследствие увеличения веса кладки, повышающего устойчивость карнизного участка стены от опрокидывания.
При проектировании карнизов допускаются эксцентрицитеты не более 0,9 у, где у — расстояние от центра тяжести сечения до его края в сторону эксцентрицитета. При этом необходимо иметь в виду, что выполнение карнизов, запроектированных с предельным допускаемым эксцентрицитетом, требуют большой тщательности работ; даже небольшая неточность в кладке, например отклонение стены от вертикали на 2-3 см или наличие по фасаду швов, выполненных впустошовку, ведет к тому, что равнодействующая располагается вне стены и создается опасное положение. Поэтому целесообразно допускаемый эксцентрицитет принимать, как правило, не более 0,7=0,8 у.
Расчет карниза начинается с проверки необходимости постановки анкеров, для чего определяют положение равнодействующей всех сил в сечении, где она занимает крайнее положение. Эксцентрицитет е равнодействующей определяется делением момента М всех сил относительно оси стены на их равнодействующую N
Расчет карнизного участка стен незаконченного здания ведется аналогично расчету карниза в законченном здании. Конструкция карниза проверяется на вертикальные нагрузки и действие ветра. Ветровая нагрузка принимается приложенной на участке стены выше чердачного перекрытия и направленной наружу. Если чердачного перекрытия нет, то обычно имеются настилы, которые также уменьшают ветровую нагрузку на нижележащие стены.
К моменту устройства карниза чердачное перекрытие может быть смонтировано не полностью, например уложены только прогоны и по ним железобетонный настил или прогоны и по ним деревянный настил для каменщиков. При расчете карнизов должна быть установлена последовательность монтажа конструкций и на чертежах сделаны указания о необходимости выполнения отдельных работ по чердачному перекрытию до монтажа карниза.
За расчетную глубину заделки анкеров принимается наибольшее значение, определенное при расчете карнизного участка стен для двух стадий строительства: законченного и незаконченного здания.