Мачтовый одностоечный подъемник
Кран представляет собой однобалочный мост 4, опирающийся на жесткую 5 и шарнирную 2 опоры. Опоры установлены на две приводные / и две холостые тележки 7, соединенные попарно стяжками 9. Нижним элементом моста является двутавровая балка 3, по нижним полкам которой передвигается тельфер 6. Управление движением крана, тельфера и подъемными крюками тельфера осуществляется от кнопочной колодки 8. Кран имеет изменяемую длину и высоту моста за счет съемных секций моста и опор.
Кроме того, возможно изменение пролета и длины консоли моста за счет приближения к шарнирной опоре и удаления от нее жесткой опоры. Сочетая передвижение портала вдоль подкрановых путей, движение тельфера вдоль портала, вертикальные перемещения крюка тельфера, машинист может производить различные операции и перемещения блоков и пакетов с огнеупорами.
Кран-балки используют в печестроении для штабелирования пакетов с кирпичом на складе огнеупоров, т. е. для выкладки из пакетов штабеля; для погрузки пакетов на железнодорожные платформы и автомобили и выгрузки пакетов с них и для установки пакетов на широкие рольганги, по которым их будут закатывать в грузовые клети подъемников. Кран-балка представляет собой механизм, имеющий грузоподъемный орган, передвигающийся с грузом вдоль балки, и балку, перемещающуюся по рельсовым путям над складом огнеупоров.
В качестве подъемного органа служит электрический тельфер той или иной грузоподъемности. Пролет балки, т. е. расстояние между осями рельсов, по которым движется балка, подбирают в зависимости от ширины склада.
Кран-балки разделяются по грузоподъемности, по пролету и по способу передвижения балки по конструкциям эстакады. Если кран-балка подвешивается через ролики к монорельсам эстакады, ее называют подвесной.
Если же она опирается роликами на подкрановые пути и движется по ним подобно мостовому крану, ее называют катучей.
Управление передвижением кран-балки и подъемом груза осуществляется от кнопочной колодки.